Билет — дело тонкое


Как делают проездные. 

20 октября «Вечерка» прошлась по цехам компании «Микрон» и увидела, как в карточки-болванки будущих проездных билетов вживляют чипы. 

В производстве царит стерильная чистота. Недаром эти помещения называют «чистой комнатой». Наблюдать за происходящим в инкубаторе будущих микросхем можно лишь из-за стекла. 

— Здесь на пластинах по современным технологиям производят кристаллы транспортных микросхем, — объясняет «Вечерке» директор по корпоративным коммуникациям ОАО «НИИМЭ и Микрон» Алексей Дианов. — На этой стадии нельзя допускать контакта пластины с загрязненной внешней средой. Поэтому их переносят в герметичных контейнерах, а сотрудники ходят в специальных костюмах, где единственным открытым участком тела остаются глаза. Если, скажем, на пластину попадет волос, частичка кожи или даже пылинка, кристаллы испортятся. А одна пластина — это 90 тысяч микрочипов, 90 тысяч проездных! На производство кристаллов уходит ни много ни мало целых два месяца. Дальше из «чистой комнаты» «начинка» будущего транспортного билета переезжает во «взрослый» цех, где ей наконец-то предстоит стать чьим-то проходным билетом в недра столичного метрополитена. 

После так называемого процесса бампирования микрочип устанавливается на основу билета и приваривается к антенне. На словах — непросто, а на деле это занимает всего 15 минут. Пришло время следующего этапа. Из двух картонок, привычных глазу пассажиров метро, и одной основы собирается новенький проездной билет. Но для того чтобы наделить его способностью открывать турникеты, нужно дать ему «имя». 

Каждому билету присваивается уникальный электронный номер. Это и есть персонализация проездного. А данные отправляются прямо в службы метрополитена. Теперь система уж точно определит, что билет не поддельный. Как рассказал «Вечерке» Алексей Дианов, с новыми технологиями возможность подделки сведена к нулю. 

С 1 ноября в кассах Московского метрополитена можно будет приобрести новые туристические проездные билеты на 3 и 7 дней. Стоить они будут 400 и 800 рублей соответственно. 

За пятачок нигде не возят 

В Минском метро до сих пор одним из способов оплаты проезда остаются жетоны: один жетон — для разовой поездки на любое расстояние. Не отказались от жетонов и в Казанском метрополитене. Правда, они не совсем обычные. Смарт-жетоны изготовлены из темно-зеленой пластмассы, а внутри у них встроен чип. Жетоны намагничиваются в кассе и действительны только в день покупки. 

В метро Парижа используются карты проезда с магнитной полосой. Но даже в случае размагничивания ее нетрудно заменить в кассе. В Нью-Йорке пластиковая MetroCard позволяет продолжить поездку на автобусе, но только в течение двух часов с момента прохода входного турникета метро. 

КСТАТИ 

При изготовлении основы проездного вместо олова для обеспечения контакта микросхемы и антенны используется золото. Каждый чип имеет две контактные точки, на которые ставятся «столбики»из драгметалла — бампы. Специальный автомат обрабатывает так все 90 тысяч чипов, расположенных на одной 20-сантиметровой пластине. 

МНЕНИЕ 

Автоматика человека не заменит 

Дмитрий Пегов, начальник Московского Метрополитена: 

- Сейчас много говорится о необходимости автоматизации управления составами метро. К этой теме у нас существует несколько подходов. В концепцию новых поездов заложен принцип круиз-контроля, если выражаться языком автомобилистов. Это означает, что состав сам сможет поддерживать определенную скорость на соответствующем участке пути. Естественно, пока рано говорить, что движение станет полностью автоматическим, а машинист не будет нужен. Но отдельные элементы автоматизации будут. Так, обязательно на составы будет устанавливаться так называемая комплексная бортовая система управления поездом. 

Она сможет контролировать все процессы, происходящие в поезде, в том числе и порядок ведения состава машинистом. 

Задача стоит комплексная. К внедрению автоматического управления должен быть готов не только подвижной состав, но и вся инфраструктура линии. К слову, одна из главных проблем — автоматизация закрытия дверей вагонов в условиях большого пассажиропотока. Пока этот процесс будет контролировать машинист, автоматика с этим не справится. 

Автор: Ирина Бордовая